Анализ результатов диагностик глобальных компетенций и креативного мышления в основной школе
Дата проведения: 03.11.2023г
Выступление Лукъянчиковой Виктории Витальевны, педагога Точки Роста по предмету "Технология"
Педагогический совет МАОУ Шарлыкской СОШ №2 "Итоги работы по развитию функциональной грамотности в 2023-2024 году"
Анализ результатов диагностик глобальных компетенций и креативного мышления в основной школе.
Почему понятие глобальные компетенции стало актуальным для современной школы?
Определение «Глобальные компетенции» в системе функциональной грамотности:
- компонент функциональной грамотности,
- одна из ключевых компетенций, составляющих основу ориентации и успешного существования в современном социуме.
Что же такое креативное мышление? Традиционно креативность было принято связывать с деятельностью людей творческих профессий: артистов, композиторов, художников, писателей, поэтов и т. д. Однако на стыке ХХ и ХХI столетий креативность стала рассматриваться в качестве одного из обязательных атрибутов успешного делового человека вообще.
- Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной и зарубежной психологии. В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью
- Впервые понятие креативного мышления выдвинул Дж. Гилфорд. Креативность – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию, приводящий к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений и теорий.
- Качества креативности:
- -быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),
- -гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей), -
- -оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),
- -точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям).
Для диагностики сформированности креативного мышления использовалась комплексная работа. Обучающиеся должны были продемонстрировать владения компетентностями выдвижения оценки и доработки идей в решении социальных проблем
В диагностической работе приняли участие 8 и 9 классы.
Результаты этой работы показали ,что у большинства детей сформированы след.умения:
1 .выдвигать различные причины обсуждаемой ситуации
2 формулировать и выдвигать разнообразные идеи
3 выбирать более удачные идеи для понимания обсуждаемой темы
Общие выводы
1 Недостаточно высокие результаты обучающихся обусловлены затруднениями, связанными с новизной формата и содержания задач, а также недостаточным опытом выполнения заданий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности.
2 Результаты выполнения диагностических работ показывают, что наиболее успешно обучающиеся справляются с заданиями, проверяющими умения выявлять информацию.
3 Отмечаются дефициты в выполнении заданий, требующих давать оценку проблемы, интерпретировать, рассуждать.
Рекомендации
1 Важным элементом работы по развитию креативного мышления
школьников является развитие их читательской грамотности, поэтому на всех
учебных занятиях необходимо целенаправленно развивать читательскую
грамотность. Формировать у школьников умение читать, анализировать и
понимать ситуацию необходимо на любом предмете.
2 В процессе развития у школьников креативного мышления важно
научить их выдвигать оригинальные, нестандартные, непривычные идеи в
разных областях: письменное или визуальное самовыражение, решение
социальных или естественно-научных проблем.
3 Создавать учебные ситуации, инициирующие учебную деятельность
школьников: вызывать удивление, желание уточнить и/или возразить, давать
домашние задания,использовать загадки,парадоксы, афоризмы, дилеммы, диспуты и дискуссии, инсценировки.