Шарлыкская СОШ №2
с. Шарлык, Оренбургская обл.
  • Анализ результатов диагностик глобальных компетенций и креативного мышления в основной школе

    Точка Роста МАОУ "Шарлыкская СОШ №2"

    Дата проведения: 03.11.2023г

    Выступление Лукъянчиковой Виктории Витальевны, педагога Точки Роста по предмету "Технология"

    Педагогический совет МАОУ Шарлыкской СОШ №2 "Итоги работы по развитию функциональной грамотности в 2023-2024 году"

    30 октября 03 ноября
    Анализ результатов диагностик глобальных компетенций и креативного мышления в основной школе.

    Анализ результатов диагностик глобальных компетенций и креативного мышления в основной школе.

    Почему понятие глобальные компетенции стало актуальным для современной школы?

    Определение «Глобальные компетенции» в системе функциональной грамотности:

    • компонент функциональной грамотности,
    •  одна из ключевых компетенций, составляющих основу ориентации и успешного существования в современном социуме.

    Что же такое креативное мышление? Традиционно креативность было принято связывать с деятельностью людей творческих профессий: артистов, композиторов, художников, писателей, поэтов и т. д. Однако на стыке ХХ и ХХI столетий креативность стала рассматриваться в качестве одного из обязательных атрибутов успешного делового человека вообще.

    • Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной и зарубежной  психологии. В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью
    • Впервые понятие креативного мышления выдвинул Дж. Гилфорд. Креативность – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию, приводящий к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений и теорий.
    • Качества  креативности:
    1. -быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),
    2. -гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей), -
    3. -оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),
    4. -точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям).

    Для диагностики сформированности креативного мышления использовалась комплексная работа. Обучающиеся должны были продемонстрировать владения компетентностями выдвижения оценки и доработки идей в решении социальных проблем

    В диагностической работе приняли участие 8 и 9 классы.

    Результаты этой работы показали ,что у большинства детей сформированы след.умения:

    1 .выдвигать различные причины обсуждаемой ситуации

    2  формулировать и выдвигать разнообразные идеи

    3  выбирать более удачные идеи для понимания обсуждаемой темы

    Общие выводы

    1 Недостаточно высокие результаты обучающихся обусловлены затруднениями, связанными с новизной формата и содержания задач, а также недостаточным опытом выполнения заданий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности.

    2 Результаты выполнения диагностических работ показывают, что наиболее успешно обучающиеся справляются с заданиями, проверяющими умения выявлять информацию.

    3 Отмечаются дефициты в выполнении заданий, требующих давать оценку проблемы, интерпретировать, рассуждать.

     Рекомендации

    1 Важным элементом работы по развитию креативного мышления

    школьников является развитие их читательской грамотности, поэтому на всех

    учебных занятиях необходимо целенаправленно развивать читательскую

    грамотность. Формировать у школьников умение читать, анализировать и

    понимать ситуацию необходимо на любом предмете.

    2 В процессе развития у школьников креативного мышления важно

    научить их выдвигать оригинальные, нестандартные, непривычные идеи в

    разных областях: письменное или визуальное самовыражение, решение

    социальных или естественно-научных проблем.

    3 Создавать учебные ситуации, инициирующие учебную деятельность

    школьников: вызывать удивление, желание уточнить и/или возразить, давать

    домашние задания,использовать загадки,парадоксы, афоризмы, дилеммы, диспуты и дискуссии, инсценировки.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie